Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность

Увеличение дифференциации вознаграждения в зависимости от уровня образования Растут Изменяются в зависимости от обоснованности дифференциации Увеличение пенсионного возраста Изменяются в зависимости от обоснованности этого решения Улучшение качества обучения Растут Растут Выгоды от образования представляют совокупность выгод во времени или сумму ежегодных выгод для предстоящего периода трудовой деятельности после получения образования. В чем состоит экономическая сущность человеческого капитала? Назовите основные принципы формирования человеческого капитала. Какова взаимосвязь качественных характеристик профессионально подготовленной рабочей силы и эффективности образования? В чем состоит особенность определения эффективности образования? В чем состоят общественные выгоды образования? Какова методика непрерывности получения общих знаний, умений и профессиональных навыков в процессе трудовой деятельности работника?

Человеческий капитал. Модель индивидуальной отдачи от инвестиций в человеческий капитал

В настоящее время для общества, а также для экономических, социальных и политических отношений, переживающих процесс обновления и либерализации, необходима действующая в соответствии с данными процессами система образования. Поэтому система образования является приоритетным направлением в сфере социального прогресса Республики Узбекистан. Как правило состояние национальной экономики зависит от специалистов, работающих в ней, профессиональная подготовка которых в свою очередь зависит от развитости уровня системы образования.

Сфера образования является одной из множеств инструментов достижения экономического роста. Президентом нашей республики на основе концепции социально-экономического и приоритетного развития в условиях модернизации экономики и структурного преобразования уделяется огромное внимание дальнейшему усовершенствованию системы переподготовки и квалификации профессиональных кадров. Важнейшей целью реформ, проводимых в нашей республике — является формирование здорового и гармоничного, образованного, обладающего высокими духовно-моральными качествами поколения.

НазваниеРоссийская модель экономики знаний и система инвестиции в человеческий капитал в современной России: проблемы и перспективы / Под .

Современные системы экономических, политических, социальных отношений во всех странах мира пытаются осмыслить суть и роль человека в обществе, в частности в экономической сфере. Об этом свидетельствуют многочисленные возникшие к концу столетия термины, пытающиеся охарактеризовать место и значимость его в этих системах. Наметились два принципиальных направления в экономической теории.

Второе направление в своей основе имеет традиционный принцип максимизации потребления материальных благ, при этом существующие модели либо детализируются, либо, наоборот, идет отказ от детализации моделей и включение в них качественных параметров, имеющих только субъективную оценку. К последнему принадлежит теория человеческого капитала, популярность и быстрое распространение которой свидетельствует о закономерности ее вторжения в современные народнохозяйственные проблемы экономик разных стран.

Современный этап развития экономики в России требует самого пристального внимания к одному из важнейших ресурсов страны - человеку. Отечественная практика в течение долгих лет декларировала всемерное повышение благосостояния членов общества, все большее духовное и материальное развитие людей. Экономическая же логика управления фирмами следовала своим законам, согласно которым на первом месте неизбежно оказывался принцип минимизации издержек, в том числе на персонал. Это диктовало отношение к человеку как к фактору, а не мощному социально-психологическому ресурсу совершенствования производства и развития общества.

В последнее время вышло много работ, посвященных работе с персоналом. Однако многие вопросы, связанные с управлением персоналом, нельзя признать достаточно разработанными. Недостаточно экономических исследований всего комплекса элементов по управлению персоналом, как системы.

Поэтому можно сказать, что производительные и неотделимые от индивида способности трактуются как капитал. Использование данного понятия предоставляет новые возможности для изучения таких важнейших проблем, как экономический рост, улучшение уровня жизни, место и роль образования и здравоохранения в общественном воспроизводстве, содержание процесса труда. Оценка составляющих человеческого капитала происходит на разных экономических уровнях: При всем многообразии методов выделяют несколько базовых подходов к оценке человеческого капитала, основанные на: Следует отметить, что в каждом подходе существует ряд сложностей и противоречий.

Национальная модель подготовки кадров, разработанная инвестиции в человеческий капитал – это сумма добровольных мер, путей.

Формирование модели эффективного использования инвестиций в человеческий капитал организаций Голованова Елена Николаевна Диссертация - руб. Формирование модели эффективного использования инвестиций в человеческий капитал организаций: В современных экономических условиях, характеризующихся сложностью и высокой диверсификацией производственных процессов, требуется не просто высокий уровень профессиональных качеств человека, но и развитие у него способности быстро адаптироваться к постоянным изменениям в сфере технологий.

На сегодняшний день основной задачей организаций является формирование адекватной рынку конкурентной среды на основе постоянного обновления технологических процессов, стремления к инновационному развитию, снижения затрат производства и выпуска конкурентоспособной продукции. Человеческий капитал играет в этих процессах одну из главных ролей, предоставляя организации дополнительные конкурентные преимущества. Сложные и наукоемкие производственные процессы способствуют повышению требований к рабочей силе, а значит к увеличению затрат на развитие человеческого капитала как со стороны государства, так и со стороны частного бизнеса.

Руководители организаций должны прийти к пониманию того, что инвестиции в человеческий капитал являются эффективными, поскольку они приносят ощутимый долговременный экономический эффект, способствуют повышению конкурентоспособности организации и инновационному развитию.

Модели человеческого капитала

Во многих странах упрощена процедура индивидуальных и коллективных увольнений. Широко используется гибкий порядоквыхода на пенсию, предусматривающий возможность раннего выхода на пенсию для пожилых работников или возможность для них работать неполное рабочее время с сохранением прежней или несколько уменьшенной заработной платы. Происходит усиление гибкости в организации и регулировании трудового посредничества при найме работников.

В США, Великобритания, ФРГ и Япо- нии частные агентства серьезно потеснили государственные биржи труда и почти полностью взяли на себя посредничество при трудоустройстве музыкантов, актеров, домашних работников, сельскохозяйственных рабочих, некоторых категорий государственных чиновников, большинства конторских служащих, определенных категорий высококвалифицированных работников программистов, юристов, руководящего персонала предприятий.

Происходит усиление гибкости и в сфере организации заработной платы. Ее стараются теснее связать как с общими результатами экономической деятельности фирмы, отдельного подразделения , так и с индивидуальными результатами и особенностями труда каждого работника.

Так Л. Туроу отмечает, что"индивидуумы представляют собой гласный источник ресурсов для инвестиций в человеческий капитал. Они вкладывают .

В узком смысле под концепцией человеческого капитала понимается экономическая теория образования и подготовки кадров. В основу теории человеческого капитала положен так называемый экономический подход, объясняющий экономические процессы, исходя из принципа рациональности поведения индивида, максимизации соответствующей функции полезности, стабильности предпочтений по отношению к основополагающим объектам выбора здоровье, престиж, доходы, социальное положение и трактовки цены денежной и теневой как отражения альтернативных издержек использования редких ресурсов например, человеческого времени.

Для оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал на микроэкономическом уровне чаще всего применяется показатель внутренней нормы отдачи, равный норме процента, при которой приведенная дисконтированная стоимость будущих выгод обучения равна приведенной стоимости его издержек: Теория человеческого капитала рассматривает внутреннюю норму отдачи как регулятор потоков инвестиций между различными уровнями образования, между образованием и другими сферами экономики.

В целом норма отдачи высшего образования выше в 1, ,8 раза из-за дополнительных выгод, связанных: В моделировании системы образования и подготовки кадров выделяют следующие направления и типы моделей: Определение потребности в работниках различных образовательно-квалификационных групп чаще всего осуществляется прямыми расчетами на основе нормативов насыщенности специалистами. Под нормативом насыщенности понимается отношение прогнозной численности специалистов с высшим и средним специальным образованием к прогнозной численности всех работающих.

Общий норматив насыщенности специалистами для отрасли подотрасли определяется как средневзвешенная оценка нормативов насыщенности групп предприятий и организаций с учетом вновь вводимых в прогнозном периоде объектов. Определение нормативов насыщенности специалистами с высшим и средним специальным образованием производится с использованием прогнозного значения показателя квалификационной структуры специалистов.

Этот подход требует качественной исходной информации, но даже при выполнении такого условия плохо отражает потребность в специалистах различных профилей, если в экономике происходят структурные сдвиги. В подобных ситуациях часто применяют экспертные методы.

Парадоксы инвестиций в человеческий капитал

Показано, что одним из оснований такой модели должно стать развитие человеческого капитала. Представлен обзор существующих подходов к изучению человеческого капитала в зарубежных и российских научных школах. Обоснована связь между качеством человеческого капитала и качеством жизни. ."" . Региональное развитие, человеческий капитал, модели роста, социальные институты, инновации, образование, качество жизни.

С помощью кривых спроса и предложения инвестиций в человеческий капитал была разработана модель распределения личных доходов. Структура.

Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность Кирьянов А. Оглавление В отечественной экономической литературе дореформенного периода идея анализа экономической отдачи от созидательных способностей человека не нашла должного отражения. Теория человеческого капитала исходит из того положения, что капитал - это некоторый запас благ, который накапливаясь, приносит доход благодаря инвестициям.

Следовательно теория человеческого капитала предполагает определенную взаимосвязь, например, между уровнем образования, физическим здоровьем, качеством обучения, объемом производственного опыта и заработной платой. Как отмечают теоретики человеческого капитала, расходы, увеличивающие производительные качества и характеристики индивида,"можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем".

Применение термина инвестиции к затратам на формирование качественно новой рабочей силы способствовало отходу от восприятия этих расходов как потребительских. Данные затраты были признаны как производительные, так как вложения в человека приносят ощутимый долговременный экономический эффект. Брю выделяют следующие виды инвестиций в человеческий капитал:

Для чего нужны инвестиции в человеческий капитал

Однако люди могут повлиять и влияют на свои ставки заработной платы, инвестируя в человеческий капитал, т. Посредством их люди увеличивают свои будущие заработки. Человеческий капитал является очень важной формой инвестиций в развитых рыночных экономиках. Некоторые из них явные. Однако также очень важны затраты отвергнутых возможностей:

На рисунке 2 представлена графическая модель инвестиций в человеческий капитал, из которой видно, что есть две возможности для человека.

Введение Социально-экономическое развитие в начале нового тысячелетия характеризуется возрастающей ролью человеческого фактора. Сегодня по-новому понимается роль человеческого капитала. Он выступает главным фактором повышения конкурентоспособности компании. В связи с этим, инвестиции в человеческий капитал являются неотъемлемым элементом успешного развития предприятия.

Подобно обычному капиталу, способности, знания, навыки человека имеют свойство накапливаться. При этом их формирование и развитие требует как от самого индивида, так и от общества в целом довольно значительных затрат времени, труда, материальных и финансовых ресурсов, то есть инвестиций. К ним относятся все виды затрат, которые могут быть оценены в денежной или иной форме, носят целесообразный характер, а также способствуют росту в будущем заработков человека.

Актуальность темы Для оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал зачастую применяются общие методы оценки инвестиций.

Динамическая модель оптимизации инвестиций в человеческий капитал преподавателей университета

Повышение качества человеческого капитала в Республике Беларусь Оценки экспертов всех стран мира — от высокоразвитых до развивающихся и бедных — свидетельствуют о том, что отдача от человеческого капитала существенного превышает отдачу от физического капитала. По оценкам Всемирного банка, ещё в г. При этом он тем выше, чем более развитой становится экономика, которая, в свою очередь, положительно влияет на развитие самого человеческого капитала.

author presented the model of human capital management of the organization. Keywords: human видов инвестиций в человеческий капитал. Так, И.В.

-время принятия решения об образовании - время, когда человек закончил обучение — время на обучение - время окончания трудовой деятельности - суммарная разница получаемых доходов, между образованными и необразованными С1- прямые расходы на обучении С2- альтернативные издержки обучения Сравнивая решения о целесообразности инвестиций в образование, человек сравнивает дисконтированные потоки ожидаемых издержек прямых и альтернативных и ожидаемой разницы доходов. У каждого человека своя, индивидуальная ставка дисконтирования.

Она характеризует предпочтительность настоящего по отношению к будущему. Она тем больше, чем меньше человек думает о совеем будущем, то есть чем менее значимы для него будущие выгоды по сравнению с настоящим. Дисконтированная стоимость ожидаемых чистых выгод от инвестиций рассчитывается по формуле: Степень выгодности инвестирования в образование можно оценивать двумя способами:

§ 1. Человеческий капитал. Модель индивидуальной отдачи от инвестиций в человеческий капитал

Отправляемся в Таиланд Гендерные аспекты инвестиций в человеческий капитал в современной России. В социалистический период развития в нашей стране была построена особая система инвестиций в образование населения, которая была вполне адекватна существовавшим тогда экономическим отношениям. Характерными чертами этой системы было, с одной стороны, то, что для каждого конкретного человека образование было формально бесплатным исключение составляли лишь краткосрочные специализированные курсы, типа курсов иностранных языков и репетиторская предвузовская подготовка абитуриентов , а инвестиции шли в основном по линии государства.

С другой стороны, человек, имевший высокий уровень образования, не получал значительных экономических выгод.

Модель индивидуальной отдачи от инвестиций в человеческий капитал: Качественные характеристики рабочей силы, способности человека к.

Современные представления об инновационном развитии экономики. Организационно-методическое и информационное обеспечение процессов управления инновационной деятельностью предприятия. Анализ роли интеллектуального капитала в обеспечении конкурентных преимуществ промышленных предприятий. Анализ современных взглядов на теорию человеческого капитала.

Основные подходы к формированию человеческого капитала и методики оценки его качества. инвестиции в человеческий капитал. Методика оценки эффективности инвестирования в развитие персонала. Оценка экономической эффективности инвестиций в инновационное развитие предприятия. Модели инвестиций в человеческий капитал на промышленном предприятии.

В условиях инновационной экономики происходят коренные изменения технологического базиса общественного производства. Особое значение на современном этапе приобретают инвестиции в человеческий капитал, который в значительной степени определяет структуру национальной экономики, качество производимой продукции и услуг, а также эффективность функционирования хозяйства на всех его организационных уровнях.

Степень развития интеллектуального труда и его участия в производственных процессах становятся важнейшими факторами, определяющими конкурентоспособность страны в мировой экономике, ее экспортные возможности и долю в мировом денежном доходе. В индустриально развитых странах роль научно-технического прогресса НТП , интеллектуализации производства и активного проведения инновационных процессов исключительно велика.

Тема 4. Человеческий капитал

Пол Майкл Ромер — профессор экономики школы бизнеса Нью-Йоркского университета, бывший шеф-экономист Всемирного банка. Он является автором модели Ромера. Ее суть состоит в том, что экономика, располагающая ресурсами человеческого капитала и развитой наукой, имеет в долгосрочной перспективе лучшие шансы роста, чем экономика, лишённая этих преимуществ. Один из выводов моделей Ромера состоит в том, что экономика, располагающая ресурсами человеческого капитала и развитой наукой, имеет в долгосрочной перспективе лучшие шансы роста, чем экономика, лишённая этих преимуществ.

Этот капитал складывается из природных способностей отдельного человека и С1. Рисунок 1. Модель отдачи от инвестиций в человеческий. капитал.

Модель индивидуальной отдачи от инвестиций в человеческий капитал Качественные характеристики рабочей силы, способности человека к трудовой деятельности, его умения, знания, навыки можно рассматривать как человеческий капитал. Этот капитал складывается из природных способностей отдельного человека и может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Затраты времени и денежных средств, необходимые для получения образования и профессиональной подготовки, можно рассматривать как инвестиции в человеческий капитал.

Такие инвестиции будут экономически целесообразными, только если они принесут отдачу, окупятся, т. Основные тенденции, характеризующие профиль возраст—доход, следующие: Простая модель принятия решений об инвестициях в образование, или модель индивидуальной отдачи от инвестиций, предполагает, что процесс образования непосредственно не увеличивает и не уменьшает полезность человека, т.

При принятии решений об инвестициях сравниваются индивидуальные выгоды и издержки от образования. Издержки С на получение образования включают прямые издержки плата за обучение, расходы на приобретение учебников и т. Профили возраст — доход Выгоды от образования представляют поток выгод во времени или сумму ежегодных выгод для предстоящего периода трудовой деятельности после получения образования.

Определение чистой текущей стоимости инвестиций предполагает нахождение текущей стоимости разницы потоков выгод и издержек при определенной ставке процента. Если чистая текущая стоимость инвестиций больше 0, то и они выгодны, чем больше значение чистой текущей стоимости инвестиций, тем более они выгодны рис.

Александр Аузан - Человеческий капитал, институты, ценности